- Документация системы качества
-
5.3. Документация системы качества
5.3.1. Политика и процедуры в области качества
Все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества, должны быть документированы, систематизированы, упорядочены и доступны для понимания. Объем документации должен быть ограничен областью практического применения.
Система качества должна предусматривать правильное обозначение, распространение, сбор и ведение всех документов по управлению качеством.
5.3.2. Документация по системе качества
5.3.2.1. Основным документом, используемым в системе качества, является "Руководство по качеству". Подробная информация приведена в ИСО 10013.
5.3.2.2. Руководство по качеству определяет и обозначает структуру системы качества, одновременно выполняя роль справочного пособия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии данной системы.
5.3.2.3. Необходимо иметь документированные процедуры для пересмотра руководства по качеству и внесения в него изменений, поправок и дополнений.
5.3.2.4. В дополнение к Руководству по качеству используются документированные процедуры по системе качества (например, рабочие инструкции по проектированию, материально-техническому снабжению и организации процессов).
Такие процедуры учитывают:
— размер организации;
— конкретный характер деятельности и
— предполагаемую область распространения и структуру Руководства по качеству.
Документированные процедуры могут относиться к одному или нескольким подразделениям организации.
5.3.3. Программы качества
По каждому виду продукции или процессу руководство организации должно разрабатывать и реализовывать программы качества, взаимоувязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие выполнение конкретных требований к продукции, проекту или контракту. Программа качества может быть частью общего плана. Программа качества особенно необходима при создании нового вида продукции или процесса или внесении существенных изменений в существующую продукцию или процесс.
Программы качества должны определять:
а) цели в области качества (например, характеристики или технические требования, однородность, эффективность, эстетические показатели, продолжительность цикла, затраты, природные ресурсы, коэффициент использования, процент отдачи и надежность);
b) этапы процессов, которые составляют основу деятельности организации (для отображения составляющих процесса может использоваться маршрутная карта или аналогичная схема);
с) конкретное распределение обязанностей и полномочий на различных этапах выполнения проекта;
d) применение конкретных документированных процедур и инструкций;
е) соответствующие программы испытаний, контроля, изучения и проверки на тех или иных этапах (например, проектирование, разработка);
f) документированную процедуру внесения изменений и поправок в программу качества по мере реализации проектов;
g) методику измерения уровня достижений целей в области качества;
h) другие меры, обеспечивающие реализацию поставленных целей.
В зависимости от целесообразности программы качества могут быть включены в Руководство по качеству или Руководство по качеству может содержать ссылки на них.
Чтобы способствовать достижению целей программы качества, следует использовать документированную систему оперативного управления, рассмотренную в настоящем стандарте.
5.3.4. Регистрация данных о качестве
Необходимо вести регистрацию данных о качестве, в том числе в форме карт, относящихся к проектированию, контролю, испытаниям, обследованию, проверке, анализу или соответствующим результатам, как свидетельство соответствия установленным требованиям и эффективного функционирования системы качества (раздел 17).
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.